<<< На главную

 

 

 

 Вейдман Георгий Николаевич

 

 

 

Георгий Николаевич – профессиональный водитель со стажем 64 года.

Ни одной аварии, ни одного столкновения. Только с пешеходами, давно, два раза за один год почти на одном и том же месте – на Большом проспекте Петроградской стороны в Санкт-Петербурге. Но обошлось даже без ушибов.

 

Георгий Николаевич Вейдман родился  6 декабря 1920 года в Петрограде.

Отец  - Николай Конрадович был зубным техником, мать – Екатерина Ивановна (Игнатюк) – домашней хозяйкой.

 

Я выжил только благодаря тому, что стал шофером.сразу удивляет он и неторопливо начинает пояснять.

- Отец мой из обрусевших немцев. И дед мой жил  в России, и прадед. Жена – урожденная царскоселка  (поселок Царское село под Санкт-Петербургом), одна из 13 детей в своей семье. До отечественной войны дожили 9 из них. На войне все погибли.

По материнской линии почти все дядья были водителями.  Из-за этого я уже в 6 лет  приобщился к автомобилю. Помню такой эпизод из детства. Мы переезжали Обводный канал. Справа был мясокомбинат, шла узкая дорога, у дяди были краги, очки, шапка, валенки, и вот на машине без кабины, с цепной передачей, я в первый раз почувствовал свое призвание.    

 

ГАЗ-А

Георгий Николаевич впервые сел за руль в 1936 году, в двухэтажном гараже НКВД, что располагался в Манеже. Сам завел ГАЗ-А, и сам тронулся с места. Один из дядьев  с материнской стороны в этом гараже работал, разрешил юноше руль опробовать. Дядьев было много. И все они были водителями; мать, урожденная царскоселка (поселок Царское село под Петербургом), была одной из тринадцати детей в семье. До войны дожили девять из них, а в войну погибли все.

Как считает Георгий Николаевич, если бы не страсть его к автомобилям, и ему не быть бы живу. Если бы по примеру друзей и настоянию родственников со стороны отца – сплошь интеллигентов, пошел бы учиться в ВУЗ, то не уцелел бы. Во-первых, фамилия у него  для тех времен была неподходящая – прадед был из обрусевших немцев. Во-вторых, война. Все его друзья-студенты попали в ополчение и все под Кингисеппом погибли. Шли в бой без оружия: им говорили – убьют товарища, возьмешь  его винтовку. Водителей все же берегли – убьют, так кто баранку будет крутить?

…Самое первое, из раннего детства, впечатление, определившее, как считает Георгий Николаевич, судьбу, было таким. Запомнилась картинка: с дядей на автомобиле они пересекали границу тогдашнего  Ленинграда – Обводный канал. Справа – мясокомбинат, впереди – узкая дорога. Машина была совсем древняя – с цепной передачей, а на дяде были надеты краги, очки, шапка и валенки. И ветер в лицо, и думалось – хорошо быть водителем.       

 

ЗиС-5  

Георгий Николаевич начинал свой трудовой путь водителя  в 1939-м, в строительной организации на грузовой машине ЗиС-5. На ней же в Великую отечественную он возил зенитные орудия от Ленинграда до Кенигсберга.

На фронтовых дорогах он и жену свою будущую встретил – она водила трехосный ГАЗ-ААА с зенитными пулеметами на платформе. Второго мая, когда пришла весть о взятии Берлина, радость  у всех была – не описать. И палили до глубокой ночи из всех стволов – только разрывы  и сполохи. Под эту ночную канонаду и зачали они с невестой сына. Родился он 2 февраля 1946-го.

 

ГАЗ-АА

В Финскую войну Георгий Николаевич служил в 157-й отдельной санитарной роте. Сначала в Сосново, затем в Райволо – Рощино. Возил раненых из медсанбата в полевые госпитали. В первое время ездил на полуторках ГАЗ-АА. В кузов было насыпано сантиметров 15 песку, для того, чтобы машина не танцевала на ухабах – амортизаторов тогда не было. На песок клали фанеру и четверо носилок. Сверху тент. Потом прислали специальные санитарки Горьковского автозавода.

Финскую закончил и пришел опять работать в строительную организацию, где работал до призыва. 6 октября 1941 года был мобилизован на Отечественную. Первое  время,  до  4   февраля  был в Ленинграде в 10-м запасном автополку. Под Невской Дубровкой один батальон полка был брошен в бой, и бедный это батальон был весь уничтожен. И кто-то подумал, если мы всех водителей перебьем, то кто же будет ездить на этой технике, которая стояла в городе без бензина? Все надеялись, что выстоим, что бензин будет.

А все его друзья, которые пошли в институты, попали в ополчение и все погибли. Под Кингисеппом шли в бой без оружия. Им говорили: «Убьют товарища – возьмешь его винтовку». Так что если бы не страсть к машинам, если бы поступил в институт – не выжил бы.

 

DodgeT214

На открытом, военного образца джипе (потом, правда, сделали ему фанерную кабину, чтобы не так холодно было) Георгий Николаевич перевозил операторов и режиссеров ленинградской кинохроники. Бывали везде, где интересно, - как телевидение сейчас. Когда тушили свет в послевоенных кинотеатрах и перед любимыми трофейными картинами крутили хронику восстановления страны, Георгий Николаевич гордился – здесь была и его работа.

Интересные, творчески одаренные люди работали рядом. Даже и фамилии у них были соответствующие: один из режиссеров, например, был Учитель. Много лет спустя жизнь  Георгия Николаевича пересеклась краешком с сыном этого человека – в Аничковом дворце, где маленький Учитель занимался в киностудии, а Вейдман учил ребят в автомотоклубе ездить на «Москвиче-408».

 

ЗиС-110 

После кинохроники Георгий Вейдман работал в гараже Академии наук, где сидел за рулем автомобиля «ЗИС-110». Роскошная была машина! Капот длиннющий – восемь цилиндров в один ряд. Зато и расход был – 26 литров бензина на 100 километров.

Возил Георгий Николаевич  членов президиума, академиков: Несмеянова, Александрова. А потом сосед по гаражу, личный водитель академика  Иоффе, раз попал в дорожный инцидент, другой,  понял – стареет. И глаз не тот, и рука слабеет. Кому передать дело? Кому доверить машину академика? Присмотрелся старик к Георгию Николаевичу и понял – этот не подведет. Так и стал наш герой водителем у Иоффе.

 

ЗиМ  

В 1954 году Хрущев велел отобрать у всех начальников ЗиСы  и пересадить их на машины попроще – ЗиМы. Георгий Николаевич свой ЗиМ перегонял из Москвы. Трассу, которая теперь называется «Россия», в то время еще только делали, и пришлось ему объезжать вокруг.

Но в 1959 году Хрущев и вовсе запретил служебные машины. Тогда и говорит академик Иоффе: ну что ж, Георгий Николаевич, будете ездить на моей машине» У него был личный ЗиМ на даче в Комарово с пробегом в 148 километров. И в той же конторе, где домработницы оформлялись, подписал свой договор и Вейдман.

Умер академик Иоффе 14 октября 1960 года. 15 дней не дожил до 80-летия. Потом Георгий Николаевич обслуживал вдову академика Анну Васильевну. До самой ее кончины в 1988 году. По совместительству, конечно.

 

Москвич-408

В 1961 году пришел Георгий Николаевич во Дворец пионеров в автомотоклуб инструктором. Платили что-то около 25 рублей в месяц. Потом стал заведующим клуба. Колоссальное количество детей прошло через этот клуб. Никуда так много детей не шло, как в автодело. В сентябре через весь двор в три-четыре ряда стояли дети и родители. Всех взять нельзя.  Как быть? Выручил прибор, который смастерил один педагог из отдела техники. По нему можно было узнать реакцию человека.  Зажигается красная или белая лампочка, нужно было быстро нажать на кнопку.  Так мы и отсеивали ребят. А потом, кто не сдавался, приходил опять и опять – брали на места тех, кто оказывался с ленцой.

Ездили мы на «Москвиче-408».  машина слабенькая, но для ребят это было очень здорово.

 

ИЖ-2715.

В 1980-м вышел на пенсию. Хотел продолжать преподавать, но оказалось, по какому-то тогдашнему распоряжению, что педагогом на пенсии оставаться нельзя. Недолго был диспетчером, потом сел за руль «каблука», как шоферы называют легковую машину с фургончиком. Так и езжу до сих пор – когда компьютер нужно привезти, когда корм для животных, когда лестницу.

 

ГАЗ-М1 («Эмка»)

Автомобиль  Георгия Николаевича – автомобиль трудной судьбы. В 1947 году  он безнадежно попал на склад битых машин. Совсем был плох, и быть бы ему разобранным, если бы не случился рядом неординарный человек Владимир Зархи, в свое время бывший механиком у совсем уж легендарного человека Чкалова. Выкупил Владимир Лазаревич битую «Эмку», привез в Аничков дворец, где работал начальником гаража. Отремонтировал и стал ездить на пару с большим другом Георгием Вейдманом. А когда пришла пора умирать, переоформил авто на товарища. Так и ездит на ней Георгий Николаевич до сих пор. Раньше  в Калининградскую область ездил к родственникам, пока прибалты не отделились. А теперь только на дачу.       

 

Жена Георгия Николаевича  - Серафима Григорьевна после войны работала телефонисткой. Умерла в 1996 году.

Сын Леонид 1946 г.р. стал радиоинженером, дочь Ольга 1954 г.р.  - химиком – технологом.

 

 

<<< На главную

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz