<<< На главную |
Шульц Всеволод
Витальевич
Всеволод Витальевич Шульц родился 3 сентября
1932 года в Ленинграде. В 1957 году он с отличием
окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского Политехнического
института, а в 1964 году- аспирантуру, после чего был направлен в ЛИСИ. Работе в
Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете
(до 1993 года - Ленинградский инженерно-строительный институт, ЛИСИ) он
посвятил более сорока лет жизни. Начав трудиться в должности ассистента, он
прошел путь до заведующего кафедрой и руководил ею с 1975 по 1996 год. Это был педагог самой
высокой квалификации. Многие студенты и преподаватели с благодарностью
вспоминают блестяще прочитанные Всеволодом Витальевичем курсы лекций «Основы
надежности машин» и «Теория механизмов и машин», вкоторых он использовал
результаты своих многочисленных научных исследований. Всеволод Витальевич
обладал замечательными личностными качествами, пользовался заслуженным
уважением коллег. Достаточно вспомнить его бескорыстную помощь студентам!
Обычно в последний вечер перед экзаменом Всеволод Витальевич шел в
общежитие, поскольку знал, что именно в это время, а не на утренней
консультации у студентов возникают вопросы; готов был принимать экзамены в
выходные - чтобы студенты не остались без стипендии. Он не считался со своим
временем, отдавал работе всего себя. При этом был требовательным
преподавателем и строго подходил к оценке уровня знаний. Его лекции были
содержательны, продуманы до мельчайших деталей и очень интересны. Несмотря на
то что они включали весь необходимый для подготовки кэкзаменам материал,
особое внимание Всеволод Витальевич уделял развитию у студентов навыков
использования научно-технической литературы. В течение всех лет
преподавания в вузе Всеволод Витальевич активно занимался научной
деятельностью. Им опубликовано более ста научных работ, получивших широкую
известность не только в России, но и за ее пределами - в США, Болгарии,
Англии, Германии и других странах. Например, он предложил делать иную,
оптимальную форму профилей зубьев колес, которые изнашивались бы
эквидистантно начальной форме. Если использовать профили, соответствующие наименьшим
энергетическим потерям на трение, то износ будет минимально возможным. Кроме
того, он разработал новые профили зубьев зубчатых передач, не искажающиеся
при износе. Предложенный В.В.
Шульцем вариационный принцип устойчивости геометрической формы позволил
показать, что традиционные формы деталей машин и инструмента, как правило,
не совпадают с энергетически оптимальными формами, образующимися в процессе
естественного износа. Этому вопросу посвящены десятки его работ, среди которых
этапными являются: «Геометро-энергетическая теория зубчатых зацеплений»
(1989), «Форма естественного износа деталей машин и инструмента» (1990),
«Надежность в машиностроении: Справочник» (1992), «Точность и износ» (в сб.
«Фундаментальные проблемы теории точности», 2001) и др. Начав свою
деятельность с решения узкоспециализированных вопросов в области теории, геометрии
и технологии зубонарезания различных видов зубчатых передач (в частности,
кандидатская диссертация В.В. Шульца посвящена изучению передач с
цилиндрическими косозубыми колесами на скрещивающихся осях), ученый напрямую
подошел к более общим вопросам, касающимся трения и изнашивания в механизмах
вообще. Так, Всеволод Витальевич предложил новые профили колес и рельс для
железнодорожных путей. Конечно, в настоящее время осуществить полную замену
рельс и колес- задача чрезвычайно трудоемкая, но, возможно, когда-нибудь в
будущем Россия вернется к этой идее. В.В. Шульц был
признанным специалистом по процессам трения и износа в различных механизмах.
Однако мировую известность он приобрел в первую очередь благодаря
исследованиям зубчатых передач, поиску рациональных, близких к оптимальным
профилей зубьев. Авторитет Всеволода Витальевича был настолько высок, что
именно ему поручили написать главы о трении и износе, а также о червячных
передачах для Большой советской энциклопедии. Его работами по оптимизации
формы заточки режущего инструмента заинтересовались ведущие фирмы Германии,
Англии и других стран. «Идеи великого Эйлера воплотились в трудах русского
механика»- такую оценку дали его работам на одном из научных конгрессов в
Лондоне. И сегодня разработки В.В. Шульца находят широкое применение во всем
мире. Следует особо подчеркнуть,
что большинство своих теоретических положений Всеволод Витальевич
подтверждал экспериментально, особенно применительно к червячным передачам:
испытывал различные передачи на стендах, пытаясь получить оптимальные
характеристики по нагрузочной способности, долговечности, кпд, потерям на
трение и т.д. Ему было несвойственно перекладывать работу, пусть даже самую
черновую, на других - касалось ли это написания статьи, проведения
экспериментов или подготовки чертежей. Всеволод Витальевич не чурался
никакой работы и такое же отношение к труду прививал своим ученикам. Человек
громадной эрудиции, очень ответственный и обязательный, он выполнял любую
работу сразу же до конца, и притом очень качественно. Это был прекрасно
воспитанный, культурный, интеллигентный человек, можно сказать, аристократ в
науке. Несмотря на постоянную занятость, он всегда был готов уделить время
любому. Каждого он выслушивал без спешки и не откладывал решение проблем «на
потом». С ним все чувствовали себя очень просто. Всеволод Витальевич постоянно
заботился о коллегах по работе и друзьях, поддерживал их. И за решение всех
вопросов брался с энтузиазмом. Всеволод Витальевич
стремился передавать свои знания талантливым людям. Часто выступал с лекциями
для преподавателей во многих городах бывшего Советского Союза - Киеве,
Хабаровске, Владивостоке, Кургане…
Он всегда умел сплотить вокруг себя коллектив. Любил, когда все сотрудники
собирались вместе, часто приглашал их в свой дом - был очень гостеприимным
хозяином. Удивительно добрый и остроумный, замечательный рассказчик (скучно
с ним не было никогда), он притягивал к себе людей и становился центром
каждой компании. Оставаясь в одиночестве, любил писать стихи. Его
многогранная и талантливая личность проявляла себя и в творческой
деятельности, и в заботе о доме, жене, детях, внуках... С супругой Ниной
Николаевной Всеволод Витальевич прожил в браке 52 счастливых года. «Мы жили
скромно, потому что жили честно», - признается вдова ученого. Всеволод
Витальевич не пользовался даже своими законными льготами - просто не интересовался
их существованием. Коренной ленинградец,
блокадник, Всеволод Витальевич всю жизнь трудился в родном городе. Он был
членом редколлегии электронного журнала «Трение и износ», членом докторских
советов СПбГАСУ и Института проблем машиностроения РАН, ведущим
государственным экспертом Республиканского исследовательского научно-консультационного центра
экспертизы (РИНКЦЭ),
членом-корреспондентом Инженерной академии СССР, членом Российской инженерной
академии. Его имя занесено в энциклопедию «Инженеры Санкт-Петербурга». В
родном вузе Всеволод Витальевич являлся председателем Аттестационной
комиссии. В 1997 году В.В. Шульц был награжден знаком «Почетный работник
высшего образования России». Работы В.В. Шульца
70-80-х годов прошлого века стали настоящим прорывом в науке, хотя в то время
многие не хотели их признавать. Ведь тогда пришлось бы отказаться от
результатов, полученных целыми НИИ, выполнявшими заказы Министерства
обороны! Теория, развитая В.В. Шульцем, требовала изменения самого
направления научных исследований, пересмотра постулатов, на основе которых
десятилетиями развивалась отрасль. По этой причине, а также из-за множества
ведомственных барьеров работы ученого не получили широкого распространения в
Советском Союзе. Но время показало
правильность его идей и разработок. И они, несомненно, станут еще более
востребованы на новом витке промышленного развития, когда вопросы ресурсо- и
энергосбережения встанут перед человечеством с особой остротой. Всеволод Витальевич
Шульц не знал предела совершенству, всегда искал правду и мечтал работать до
последнего дня жизни. Так оно, собственно, и получилось... 24 октября 2006 года Всеволод Витальевич Шульц умер. |